businessАнтикризисное управление начинается с определения признаков кризисной ситуации. К таким признакам может принадлежать: усиление авторитарного стиля управления, ослабление работы менеджмента предприятия, отток специалистов высокой квалификации, усиление конфликтности в организации и т.п.. Эти признаки кризисной ситуации не могут быть выражены количественно (рассчитанные), но именно благодаря своевременному реагированию на них можно избежать развертывания проблем.

Чем раньше диагностировано предкризисное (кризисное) состояние предприятия, тем легче реализуется процедура вывода его из этого состояния. Стоит отметить, что ухудшение финансового состояния, уменьшение выручки от реализации, снижение доходности — это уже проявление кризиса, свидетельство его развертывания, а не признаки кризисной ситуации, поскольку денежные потоки на кризисную ситуацию реагируют с опозданием. Набор признаков кризиса на предприятии является индивидуальным и проявляется в несколько этапов в зависимости от причины, побудившей его возникновение. Опираясь на теоретические подходы к антикризисному управлению, сущность которых заключается в выделении психологического, социально-политического и структурно-технологического признаков кризиса, и принимая во внимание факт наличия запоздалой реакции финансовых потоков на процессы, которые происходят, развитие кризисной ситуации на предприятии проходит несколько последовательных этапов , на каждом из которых возможна разработка антикризисных мероприятий с помощью инструментов антикризисного менеджмента. Последовательность прохождения этих стадий следующая:

— Проявление признаков кризиса;

— Стадия проявления кризиса;

— Стадия проявления финансовой реакции на развертывание кризиса;

— Стадия развертывания (углубления) кризиса;

— Реакция предприятия на кризис. В зависимости от действий менеджмента и эффективности разработки и реализации антикризисных мер происходит углубление кризиса или оздоровление предприятия — выход. Антикризисное управление представляет собой комплекс целенаправленных действий, направленных не на обеспечение выхода предприятия из кризиса, а на действия предупредительного характера, которые, смягчая действие негативных факторов, способствуют более гибкой адаптации предприятия к неблагоприятным условиям внешней среды и повышают эффективность положительного воздействия факторов внутренней среды. В качестве примера можно привести аутстаффинг персонала, что зачастую очень себя оправдывает не только в кризисной ситуации. Часто отмечают, что антикризисное управление представляет систему особых взаимоотношений внутри предприятия и с внешними заинтересованными лицами. Составляющими успеха любого антикризисного управления выступают: разработанная стратегия (ее качество с позиции реалистичности и достижимости), финансовое обеспечение реализации антикризисной стратегии, усиление выполнения управленческих функций и ответственности менеджмента.