Процедура, получившая название медиация – это процесс решения споров или конфликтов, предполагающий подключение к разрешению спорных ситуаций третьей стороны. Такой подход к устранению разногласий показал себя эффективным еще в древние времена, и потому медиаторы – люди, служившие посредниками при решении серьезных проблем, становились людьми очень уважаемыми. Изначально человек, привлекавшийся к медиации, помогал разрешать споры в торговых сделках, но в дальнейшем медиаторы появились и в правовой деятельности.

 

До поры до времени их деятельность регламентировалась только номинальным образом, в каждой культуре – своим. Отмечена роль этих людей и римским правом, где медиация была делом весьма распространенным и применялась часто. Однако в современном понимании она сформировалась только к 20-му веку.

 

В настоящее время с помощью процедуры медиации решаются не только такие важные вопросы, как банкротство со всеми сопутствующими проблемами или споры в банковской сфере, но и внутрисемейные споры, рабочие конфликты. Эта процедура относится к согласительному типу: посредник помогает найти сторонам оптимальное решение, которое устроило бы всех, и позволило бы как можно быстрее прийти к консенсусу.

 

Однако в большинстве других типов согласительных процедур посредник не обладает профессиональными познаниями в той области, в которой ведется спор, и потому не может помочь своим экспертным мнением или оценкой, подсказать оптимальный выход из ситуации, в то время как при медиации третьей стороной становится именно эксперт. Это значительно облегчает поиск взаимовыгодного соглашения, позволяет вести разговор именно по существу.

 

Конечно, психологическая роль посредника при этом не умаляется. Стоит отметить, что в других согласительных процедурах третья сторона стремится именно следить за порядком и соблюдением всех норм при общении и достижении согласия, то есть имеет как раз психологическое влияние, а отнюдь не играет консультативную роль.

 

Медиаторы же. Являясь экспертами, выполняют и роль профессионального советника, и роль психологического «громоотвода». При таком подходе удается не только достигнуть взаимовыгодного решения, но и закрыть вопрос в самые короткие сроки. Медиация автоматически убирает эмоциональную сторону на задний план. Медиатор может не только присутствовать на процессе, но и организовывать его самостоятельно, создавая именно необходимую для успешной деятельности обстановку.