businessС одной стороны, это – самый простой способ начать свое дело, и сразу не с нуля. С другой стороны, юридически приобретение чужого бизнеса – достаточно сложная, специфическая и даже рискованная сделка. Тем не менее, для многих предпринимателей (которые таким способом, например, поглощают мелких конкурентов) это наиболее приемлемая схема действий.

Что им нужно учесть? Для начала, очевидный факт: заниматься сопровождением подобных сделок должен только квалифицированный юрист (штатный или сторонний). Это его задача – вычитывать договор, изучать риски, проверять «чистоту» товара и т.д.

Но о стороны самого покупателя все равно должен осуществляться контроль. Иными словами, он должен себе четко представлять, что он покупает, по какой схеме будет оформлена новая компания и как защищены его интересы в договоре (надо ли говорить, что он в принципе должен быть?). Первые вопросы, которые следует изучить самому предпринимателю, касаются, собственно, покупаемого бизнеса.

  1. Это будет покупка бренда или полноценной компании с активами на балансе? Блок контейнер (утепленный, оснащенный коммуникациями и обустроенный вспомогательными помещениями) используется под офис или девятиэтажное здание, – данное имущество должно быть описано и занесено в договор купли по пунктам. То же касается автопарка, оборудования, товара в обороте (если все это передается новому собственнику).
  2. Какова репутация покупаемой компании? Нет, плохой имидж – еще не повод для отказа от сделки (зато – повод для скидки), но знать, что компанию ждет полноценный ребрендинг или санация, покупатель должен заранее.
  3. Как будет передаваться ценное имущество? Сегодня на рынке используются разные схемы (покупатель сначала вступает в совет акционеров, а потом выкупает части других собственников или все оформляется через новую дочернюю компанию), изучить риски и особенности вариантов не будет лишним.


Учитывая, что речь в подобных сделках всегда идет о немалых деньгах (особенно, если в «нагрузку» к бренду пойдет и недвижимость, и новые металлоконструкции, и транспорт), несложно догадаться, что рассмотреть своего продавца покупатель должен со всех сторон. Что говорят о нем (продавце) бывшие партнеры и крупные клиенты? Что он сам указывает в качестве причины продажи своего бизнеса? Какие документы он готов показать (оригиналы), что он готов рассказать о своей семье, опыте на рынке, практике работы?

Все эти вопросы не могут и не должны оставаться без ответа. И главный момент: такая сделка – тот самый случай, когда даже малейшее сомнение ведет к срочному отказу. Сомнений в своей выгоде у покупателя оставаться не должно, иначе риск превзойдет потенциальный выигрыш.

События в динамике: